Наш народ всегда славился своими героями, их подвигами восхищались, на их примерах росли.
Сегодня пойдёт речь о событиях мая 2022 года в Рушане, в результате которых несколько десятков наших братьев были жестоко убиты палачами кровавого режима Таджикистана и стали мучениками. Сегодня расскажем о трёх шахидах: кем они были, как они жили и как храбро и мужественно простояли перед лицом своей смерти.
Одним из шахидов был Мунир Мируллоев. Мунир родился 26 января 1996 года в селе Барзуд, в Рушанском районе ГБАО, где и прошло его детство. В 2003 году он начал учёбу в школе № 45 в родном селе, а в 2008 году перешёл в школу № 8 в соседнем селе Дерзуд, где учился до девятого класса. В 2013 году, после окончания школы, он поступил в школу непрерывного образования УЦА в городе Хорог. Окончив её в ноябре 2014 года, Мунир был призван на службу в армию, где два года служил в погранвойсках в Джиргатальском районе.
Вернувшись в 2016 году, он уехал на заработки в Россию. В 2018 году вернулся на Памир и занялся ремонтом своего дома. Через год он вновь отправился в Россию, где работал до 2021 года, а по возвращении домой женился. После свадьбы Мунир остался жить на родине, купил небольшой грузовик и работал на нём, зарабатывая на жизнь. Мунир был младшим в семье. Помимо него были два брата и сестра. Он был далёк от политики и не состоял ни в каких политических движениях.
Вторым шахидом был Ардашер Муносибов. Ардашер родился 7 октября 1997 года в селе Дерзуд Рушанского района. Учился в школе № 8 родного района. В старших классах занимался спортом — волейболом и смешанными единоборствами, — где на соревнованиях занимал призовые места. В 2014 году окончил 11-й класс, после чего решил отправиться к отцу в Россию в трудовую миграцию.
Через год Ардашер вернулся на родину, поступил в Технологический университет города Душанбе. Спустя два года он решил перевестись на заочную форму обучения и снова уехал к отцу в Россию. В 2018 году Ардашер окончил обучение в университете и получил диплом. После этого он вернулся обратно домой, на Памир, где у него оставались мать и сестрёнка. Его мама работала медсестрой в районной больнице Рушана. Из-за безрезультатного поиска работы Ардашер занимался хозяйственными делами, ни в каких политических группах не состоял.
Третьим шахидом был Музробов Эсон Шакарбекович. Эсон родился 16 сентября 1997 года в селении Дерзуд Рушанского района, где провёл всё своё детство. С 2004 года он начал обучение в школе № 8 селения Дерзуд, затем в 6–7 классах стал больше увлекаться спортом: занимался футболом, баскетболом и особенно увлекался национальной борьбой и дзюдо. Участвуя в соревнованиях района и области по национальной борьбе и дзюдо, он занимал призовые места и становился в числе лучших.
Помимо этого, с девятого по 11-й классы Эсон также участвовал в олимпиадах по немецкому языку, где тоже занимал призовые места. После окончания школы он уехал в город Бишкек, где поступил в университет. После нескольких месяцев учёбы Эсон решил оставить университет из-за невозможности оплачивать обучение и финансовых трудностей, уехал в трудовую миграцию к своему отцу в город Санкт-Петербург, где и начал работать.
Спустя полтора года его депортировали в Таджикистан, и он вернулся на свою малую родину. В Дерзуде Эсон был занят ремонтом и строительством своего семейного дома. Он был очень благородным и добродушным парнем, не был привязан к деньгам, был отзывчивым, выручал друзей и близких, когда им нужна была помощь. Эсон жил мирной жизнью, он был единственным сыном в семье. Помимо него есть младшая сестра. Родители по своей возможности всячески обеспечивали своих детей. Эсон был далёк от политики, ни к каким политическим движениям отношения не имел. Он просто жил и наслаждался своей молодой жизнью.
Раннее утро 18 мая 2022 года. Стали слышны звуки стрельбы в Вамаре, где силовики расстреливали мирных протестующих.
Мунир, Ардашер и Эсон в это время — каждый из них — находились у себя дома. Но, услышав звуки стрельбы, все они вышли на улицу, где собрались другие жители Барзуда. Им сообщили о раненых ребятах в Вамаре, что многие из них лежат на дорогах, истекая кровью.
Эсон, Ардашер и Мунир вместе с другими местными жителями, несмотря на опасность, решили отправиться на помощь раненым.
По пути, вблизи Вамара, по ним открыли стрельбу, и Ардашер получил осколочное ранение в ногу. Люди, находившиеся рядом, решили отвезти его в больницу Вамара, где работала его мама.
Но, не доезжая до больницы, машину, на которой везли раненого Ардашера, остановили вооружённые нелюди в чёрной форме, а его и других ребят потащили в сторону рядом находившейся заставы. Там приказали Ардашеру, Муниру, Эсону и другим ребятам надеть на себя афганскую национальную одежду, чтобы сделать постановочные фотографии и якобы выдать местных ребят за афганцев.
Ребята всё прекрасно понимали и, естественно, не согласились это выполнить. На месте они были сильно избиты и жестоко подвергнуты пыткам.
Затем всех наших братьев завели в местный отдел милиции, внутри которого продолжили избивать и пытать их безжалостно, со всей жестокостью, которая присуща нынешнему политическому режиму в стране. Им обжигали лица, били током, выливали на них кипячёную воду, вырезали конечности и кололи ножом. Некоторые из братьев погибли на месте, не выдержав пыток.
Одним из главных и безжалостных исполнителей пыток был Умед Хамидзода, начальник ОВД Рушанского района, родом из Фархорского района Хатлонской области.
Оставшихся в живых братьев вывели на улицу и потащили в сторону склада, находившегося через дорогу. Там же их и расстреляли. Тела шахидов полностью без одежды силовики отвезли и бросили на футбольное поле в Барзуде.
Ардашер стал мучеником. У него было обожжено лицо, в его тело было выпущено 7 пуль, 3 из которых — в шею с левой стороны, 2 пули — в живот с левой и правой сторон, а другие 2 пули были выпущены по его ногам. Ардашер был единственным сыном в семье.
После смерти у Мунира осталась беременная жена, которая через два месяца после его смерти родила сына и назвала его в честь отца.На теле Мунира было два пулевых ранения в области живота, также имелись следы ожогов и порезанные вены на руках.
На теле Эхсона были обнаружены признаки жёстких пыток: содранная кожа, ножевые раны, а также огнестрельное ранение в рот, при котором пуля вышла через затылок.
